⠀
как заметить? наблюдать ⠀
возникает довольно яркая, резкая и часто кардинальная перемена в поведении ребенка ⠀
⠀
что делать? реагировать моментально, то есть сразу действовать («спасать»), не стоит⠀
если вы заметили, что в поведении ребенка что-то изменилось и понимаете, что он в стрессе, это не повод сразу же его спасать. Нужно наблюдать, как он адаптируется: когда ребенок себя чем-то успокаивает, не нужно ему мешать или запрещать, нужно найти способ быть рядом⠀
⠀
признаки проявления стресса: ⠀
1. регресс⠀
2. страхи⠀
3. агрессия⠀
4. проблемы со здоровьем⠀
5. беспокойный сон⠀
6. снижение успеваемости или нежелание учиться⠀
7. усталость, быстрая утомляемость⠀
8. перепады настроения⠀
9. компульсивные признаки (наматывает волосы на палец, выдергивает волосы, ресницы, грызет ногти, кожу вокруг, расчесывает кожу, качает головой/телом, играет с половыми органами и др)⠀
10. изоляция⠀
⠀
способы реагирования:⠀
1. быть рядом, заботиться, поддерживать, контейнировать чувства и присоединяться к ним, не мешать⠀
2. показывать экологичные способы выражения эмоций⠀
3. продолжать рутинные ритуалы (чистить зубы, читать перед сном и пр)⠀
4. ограничить инфопоток, но не держать в неведении⠀
5. сон, здоровое питание, свежий воздух, прогулки(физ.активность)⠀
⠀
Чтобы ребенку было спокойно и безопасно рядом с вами, в первую очередь позаботьтесь о своем психоэмоциональном состоянии. Вас может тревожить состояние ребенка, потому что вам самому тревожно и выдерживать эмоции другого в этом случае становится невыносимо. ⠀
⠀
Когда пора действовать? ⠀
в случае невротических проявлений (см.пункт компульсиные признаки, самоповреждающее поведение)⠀
⠀
Можно действовать на опережение и предложить ребенку помощь, озвучить свои переживания по поводу его эмоционального состояния и обозначить, что вы рядом, что вы готовы помочь и спросить его как вы можете это сделать. Для ребенка понимание, что вы на его стороне очень важно, это создает между вами эмоциональную связь и формирует привязанность. Знание «мой родитель меня услышал, поддержал» необходимо ребенку для доверия между вами и его чувства безопасности⠀
⠀
рассказывать ли ребенку о своих страхах? да. Признание в собственных страхах и сомнениях не делает вас слабее, это говорит ребенку, что вы живой человек, что можете тоже с чем-то не справляться, можете грустить, плакать, горевать, уставать. Через вас ребенок воспринимает этот мир, получает информацию о нем. Если вы чувствуете одно, а говорите другое, это дестабилизирует ребенка, усиливает его тревогу и вызывает недоверие к значимому взрослому и миру в целом⠀
⠀
стоит соизмерять степень откровенности и⠀отвественности от полученной информации с возрастом ребенка, давать ему то количество и значимость информации, которую он способен выдержать. Не сбрасывать на него груз своих переживаний, но делиться своими чувствами⠀
⠀
и закрепим еще раз: маску сначала надеваем на себя, потом - на ребенка⠀