версий, как обычно, несколько. Считается, что психические защиты - бессознательные, вредят и мешают, а копинг- стратегии - осознаваемые и помогают справится со стрессом более адекватными способами
ученые исследуют и спорят, в чем принципиальные сходства и различия: копинги и защиты описывают разные грани одних и тех же процессов, но защитное функционирование – о стойком адаптационном процессе, в то время как концепт копингов описывает более гибкие формы адаптационного процесса
и главное, исследования показывают, что копинги и защиты по-разному "реагируют" на психотерапию
что появляется раньше? психологические защиты. Они формируются в более раннем возрасте и могут закрепляться, приобретая автоматизированные формы. Собственно, этим они и «опасны»: вы реагируете автоматически, не осознавая почему и зачем вам это. Если привести самый банальный пример: лучшая защита - это нападение; привыкая с детства на конфликт реагировать агрессией, сложно будучи взрослым поступать иначе, можно не выражать агрессию буквально (физически), но сам способ справляться со стрессом никуда от вас не денется
детям присущи примитивные механизмы реагирования, потом дети учатся, получают опыт, выстраиваются отношения привязанности, накапливаются навыки решения конфликтов и реагирования -> формируются копинг-стратегии
психологические защиты остаются, они необходимы, чтобы уменьшить напряжение, позволить накопить силы и ресурсы
но может быть и так, что в основном поведение в стрессовой ситуации остается под руководством психических защит
почему? низкий уровень развития эмоционального интеллекта, ненадежный и небезопасный взрослый рядом (был, в детстве), плохо сформированная привязанность, отсутствие навыков решения конфликтов, психологическая незрелость личности
реагирование на проблему определенным образом может ухудшить ситуацию в несколько раз, а умение справляться со стрессом и быстрая адаптация делает жизнь легче и комфортнее
в поведенческом анализе прежде чем начать работать с поведением, проводиться наблюдение: что было до, во время и после; такой же можно применить и здесь, это поможет анализировать, делать выводы и, соответственно, изменять свое поведение
дети учатся примером родителей (не их нравоучениями и советами), в случае стресса также; работая над собой, вы в том числе помогаете своим детям справляться; показывая им разные способы решения конфликтов, выражения эмоций и озвучивания своих чувств, оставаясь живыми, открытыми и доступными, прося поддержки, принятия и проживанием проблемных ситуаций вы делаете гораздо больше
лучше учись на моих ошибках - говорила мне мама⠀
а я отвечала ей: я хочу на своих, дай мне ошибаться⠀
каждый раз я чувствовала вину, что сделала что-то не так, что моя ошибка = плохая я, неправильная, не такая, как надо, какой должна быть, что такая, как есть, я не нужна⠀
⠀
чем это стало для меня? страхом признаться в своих несовершенствах, страхом непринятия меня другими, страхом, что о моих косяках узнают и наругают (страхом стыда) и просто глобальному чувству вины⠀
⠀
что еще? бояться принять решение, сделать выбор, признаться в сделанном; агрессивное желание быть «еще хуже», чтоб жизнь вам мёдом не казалась ⠀
⠀
моя подруга в такой же ситуации пошла другим путем: она старалась соответствовать, быть идеальной, не косячить, максимально стараться⠀
⠀
ни один из вариантов не является успешным⠀
⠀
всё это можно понять, принять и проработать у психолога (на то мы и взрослые зрелые люди), чем я собственно и занимаюсь⠀
⠀
во-первых, невозможно не травмировать ребенка, вырастить идеальную здоровую личность, жизнь такова какова (смиритесь)⠀
⠀
во-вторых, наши родители точно также имеют свои травмы, боли и сложности; в наших силах либо послать их к чертям, либо исправлять их ошибки (все ошибаются, ребят, и это нормально)⠀
⠀
в-третьих, проанализировать и сделать выводы. Для меня собственные переживания в детстве стали постулатом к педагогическим принципам: я не осуждаю детей за их ошибки, я разрешаю им косячить(классное слово, что уж), я поддерживаю и предлагаю варианты решения, но не настаиваю, я даю им ошибаться, пусть учатся, опыт - прекрасный учитель⠀