гендерные стереотипы и формулировки, навязываемые человеку с рождения вроде «мальчики не плачут», «девочки более эмоциональные», «открытое проявление эмоций - слабость» настолько прочно вошли в нашу жизнь, что до сих пор существуют в воспитании, хотя речь уже давно о развитии эмоционального интеллекта. Сейчас это звучит как soft skills, хотя вообще-то это встроенная функция человека, то есть изначально никакого специального развития и доп.навыков не нужно было
эмоции существуют в человеке с рождения и во многом способствуют его развитию. Например, громким плачем младенец сигнализирует о голоде, боли, любом своем неудобстве. Страх позволяет человеку избегать опасности и тд
в какой-то момент проявление эмоций стало обществу неудобно и их закенсилили; формирование общественных стереотипов происходит медленно, но прочно входит в сознание и теперь уже сложно убедить мужчин, что плакать - норм, а женщин - что они эмоциональные не потому что женщины, а потому что люди
отсутствует эмоциональная грамотность; присутствует подавление эмоций, их боятся, своих и чужих; непонятно, что с ними делать, как реагировать, они вызывают страх, неудобство, презрение, замешательство, стыд
эмоции не учат сублимировать и использовать, а контроль трактуется как подавление
если с позитивными эмоциями есть хотя бы какие-то подвижки и никто уже не шикает на тебя «веди себя нормально» за громкий смех и радость (конечно же включаем уместность), то «негативные» эмоции всё еще остаются под запретом и вызывают у родителей тихий ужас
особенно, когда милый ласковый спокойный малыш вдруг начинает кусаться, драться или громко кричит и топает ногами
и одно дело, когда это кризис; родители терпеливо ждут, пока есть силы, когда же он закончится, чтобы вновь увидеть своего милого малыша; другое дело, когда силы кончились, а малыш все еще не милый
если кратко: все абсолютно эмоции нормальны и имеют место быть; важно уметь их проживать и экологично выражать
⠀
начинаем с себя⠀
эмоциональный интеллект ребенка прямопропорционален эмоциональному интеллекту родителей⠀
⠀
поэтому⠀
⠀
шаг 1. разрешаем себе испытывать любые эмоции (не отрицаем их существование, не пытаемся подавить)⠀
⠀
шаг 2. проговариваем свои эмоции себе и окружающим (прокачиваем этот скилл и на следующем уровне уже анализируем «откуда эта эмоция, почему я сейчас её испытываю»)⠀
⠀
шаг 3. выражаем/ проживаем эмоции экологичным способом⠀
⠀
шаг 4. по той же схеме действуем с ребёнком: разрешаем - называем - выражаем⠀
⠀
подробнее:⠀
вы видите эмоциональное проявление ребенка -> называете его (ты злишься, ты расстроен, ты обиделся) -> присоединяетесь к нему (я понимаю, что ты чувствуешь) -> предлагаете способ решения (ты можешь потопать ногами, ты можешь побыть один, я могу обнять тебя) ⠀
второй пункт можно пропустить, если ситуация требует быстрых действий⠀
⠀
данная схема действует, когда с ребенком есть доверительные отношения; также к данной схеме есть пояснения; также данная схема работает именно в ситуации эмоционального выплеска⠀
⠀
так называемые «истерики» и «капризы» - не та история(о них тоже поговорим отдельно)⠀
⠀
важны все эмоции, любые⠀
также важна форма их выражения⠀
⠀
чтобы научиться свои эмоции контролировать, их нужно сначала в себе отследить/увидеть, затем понять причину и затем выбрать способ их проявления⠀
⠀
при достаточной практике это не занимает много времени⠀
⠀
сейчас под контролем эмоций понимают исключительно подавление, на самом деле - это приемлимая форма их выражения⠀
⠀
например, озвучивание («я сейчас зла и не готова говорить») и дальнейшая сублимация (чаще всего предлагают активную деятельность, спорт, танцы, громкое пение, вариант из sex education)⠀