Блог

акцент на негативе в воспитании

исторически так сложилось, что направление внимания часто движется в сторону негатива; не потому, что мы такие все плохие и не умеем видеть позитивное. А по разным культурно-историческим предпосылкам.⁣⁣

Что именно имеется в виду:⁣⁣
1. формулировки с «не» (не делай, не говори, не веди себя так). Тут дело не только в конкретном слове, а именно в акценте. То есть мы более склонны запрещать, ограничивать и ругать, чем хвалить, поощрять и разрешать. Потому что «надо заслужить», «мороженко только по выходным, а подарки - на новый год».⁣⁣

2. внимание на ребенка при «негативном» поведении. Пока сидит и не отсвечивает - могу заниматься своими делами, вот мешает если или косячит - приходится проявить участие. По этой схеме дети привыкают получать внимание родителей определенным образом (мы подкрепляем его) и используют уже привычные методы взаимодействия. Детям не важно КАК на них обращают внимание, если его им не хватает, то сойдет любое: и крик, и шлепок по попе, и ругань, и наказание.

3. одностороннее развитие эмоционального интеллекта: когда мы называем только «негативные» эмоции и забываем о «позитивных». Здесь нужно лишь в момент веселья, радости, счастья помнить о том, что эти эмоции тоже можно назвать, обозначить и дать прожить: пусть ребенок бегает и визжит по парку от счастья, что ему купили сахарную вату, не запрещайте ему радоваться, пусть он плескается в огромной луже, присоединяйтесь к нему. А еще классно акцентировать внимание на хорошем (когда это уместно), давать повод для классных эмоций и самому учиться их замечать⁣⁣

Почему так происходит? Тут я не могу не (двойное отрицание) обратить внимание почему же так сложилось, так как понимая (у меня точно так работает) откуда что-либо взялось, легче анализировать его необходимость. Итак, хвалить ребенка, который просто играет спокойно рядом не принято было никогда, зато наругать, если он отполз далеко от пещеры - обусловленно техникой безопасности. В послевоенное время мамам было попросту некогда, крестьянам работавшим с утра до ночи тоже, вот если ты косячишь - тогда да, опять же не мешай, знай свое место и прочее прочее. Вероятно, если ты принесешь домой золотую медаль или Оскар тебя похвалят, но это уже за заслуги, а просто так - зачем? Пока ты младенец родителям радостно видеть твою улыбку и твои пяточки, а дальше начинается история запретов, правил, ограничений и условий. Так как тебя нужно как-то контролировать, а любить просто так без условий - сложно. Положиться на доверительные отношения, любовь и привязанность слишком опасно, поэтому лучше мы побольше запретим, где-то да нас послушают, этим убережем от опасности. Сейчас же ситуация меняется в силу более быстрого взросления детей, раннего пубертата, гаджетов и других эволюционно-культуральных условий, а вот модели взаимодействия отцов и детей более скрипучие, поэтому поменять «не» на что-то другое с тем же по сути посылом сложнооооооо⁣⁣

еще запрещается то, о чем сложно говорит и сложно объяснить⁣⁣
почему нельзя? - просто потому что

Что делать: в последнем пункте написала сразу, с первыми двумя сложнее. Можно сказать - меняйте формулировки, но не так-то просто это сделать, когда сам так рос и так привык, а еще так легче и не получается с другими, не работает. Прежде чем пытаться всё менять, давайте начнем с практик осознанности. Вот хотите вы ребенку что-то запретить, а зачем? (и дальше мы пускаемся в длинную дискуссию, которая приводит в тупик установок и автоматических мыслей)⁣⁣
Made on
Tilda